Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Место осуществления образовательной деятельности - МОУ "Ломоносовская гимназия" (фактический и юридический адрес - Республика Карелия, г.Петрозаводск, набережная Ла-Рошель, д.11)

МОУ «Ломоносовская гимназия» располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности учащихся. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим  и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы.

Обеспечивается доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеется паспорт доступности учреждения.

При реализации программ основного общего образования предусматриваются специально организованные места, постоянно доступные подросткам и предназначенные для: общения; проектной и исследовательской  деятельности; творческой деятельности; индивидуальной и групповой работы; индивидуальной работы; демонстрации своих достижений. Во всех помещениях ОУ, где осуществляется образовательный процесс, обеспечивается доступ педагогов и учащихся к информационной среде гимназии и к глобальной информационной среде.

Для организации всех видов деятельности учащихся классы (группы) имеют доступ по расписанию в следующие помещения:

· 38 учебных кабинетов;

· кабинеты иностранного языка, оборудованные компьютерами (каб. 309, 311, 314, 411);

· кабинет для индивидуальных и групповых занятий и тренингов (каб. 305);

· кабинеты биологии, химии, физики с лабораторным оборудованием (каб. 214, 410, 312);

· кабинеты математики (каб. 403, 404, 405);

· музыкальный класс, обеспеченный оборудованием для проведения уроков музыки (каб. 401);

· медиатека с читальным залом, средствами сканирования и распознавания текстов и выходом в сеть Интернет;

· кабинет ИЗО, оснащенный оборудованием для проведения уроков изобразительного искусства, включающим традиционное оборудование широкого спектра (каб.307);

· кабинеты технологии, оснащенные оборудованием для изучения технологии (каб. 200, 310);

· кабинет ОБЖ (каб.406), 

· видео- (мультимедийная) студия (каб. 100), 

· спортивный комплекс (спортивный зал, открытый стадион),

· актовый зал и зал ритмики;

· медицинский и стоматологический кабинеты;

· столовая на 200 мест.

Учебные помещения рассчитаны на использование проектора, имеют соответствующий экран и возможность затемнения.

Обеспечение образовательного процесса расходными материалами предусматривается в соответствии с учебным планированием и региональными нормативами.

 Материально-техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

- реализации индивидуальных образовательных планов учащихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;

- включения учащихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения естественнонаучных экспериментов с использованием учебного лабораторного оборудования;

- создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов и оборудования; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, художественно-оформительских и издательских проектов;

- наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

- физического развития, участия в физкультурных мероприятиях, тренировках, спортивных соревнованиях и играх;

- занятий музыкой с использованием традиционных народных и современных музыкальных инструментов, а также возможностей компьютерных технологий;

- занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;

- планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов;

- размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в информационно-образовательной среде гимназии;

- проведения массовых мероприятий, организации досуга и общения учащихся;

- организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха учащихся, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

 
Информационная среда гимназии включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, программные продукты, интернет-сайты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Наличие компьютерной и мультимедийной техники в гимназии

Название техники Количество, шт.
1 Стационарные компьютеры 35
2 Мобильные компьютеры (ноутбуки) 94
3 Принтеры 46
4 Мультимедийные проекторы 42
5 Интерактивная доска 19

 

Средства обучения и воспитания

 

Инфраструктура информационной среды гимназии:

1.    Компьютерная сеть гимназии

2.    Локальная сеть

3.    Выход в сеть Интернет в каждом кабинете

4.    Кабинеты информатики (каб. 304, 306)

5.    Официальный сайт МОУ «Ломоносовская гимназия» г.Петрозаводска

6.   Интернет-страницы педагогов гимназии, МЛ "Иностранный язык"

7.   Электронный журнал «Электронная школа»

8.  Медиатека

Информационная среда  обеспечивает эффективную деятельность учащихся по освоению основной образовательной программы основного общего образования и эффективную образовательную деятельность педагогических и руководящих работников по реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе возможность:

- создания, поиска, сбора, анализа, обработки и представления информации (работа с текстами в бумажной и электронной форме, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в Интернете);

- планирования образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

- размещения и сохранения используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов, учебных материалов, предназначенных для образовательной деятельности учащихся, а также анализа и оценки такой деятельности; доступа к размещаемой информации;

- мониторинга хода и результатов учебного процесса, фиксацию результатов деятельности учащихся и педагогических работников; мониторинга здоровья учащихся;

- дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогических работников, администрации образовательного учреждения, родителей (законных представителей) учащихся, методических служб, общественности, органов, осуществляющих управление в сфере образования;

- сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе с образовательными учреждениями дополнительного образования, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования;

- ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания учащихся;

- учета контингента учащихся, педагогических работников, родителей учащихся, бухгалтерского учета в образовательном учреждении;

- доступа учащихся и педагогических работников к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; электронным информационно-образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;

- организации работы в режиме как индивидуального, так и коллективного доступа к информационно-образовательным ресурсам;

- организации дистанционного образования;

- взаимодействия образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- информационно-методического сопровождения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, в том числе талантливых и одаренных, включая учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

 Основой информационной среды являются общегимназические средства ИКТ,  используемые в различных элементах образовательного процесса и процесса управления гимназией. Все кабинеты гимназии оснащены компьютером, проектором, колонками, выходом в сеть Интернет. В каждой методической лаборатории учителей гимназии есть МФУ, интерактивная доска.

Распечатывание текстовых файлов, размножение больших объемов текстовых и графических материалов (учебных, информационных, детских работ и т.д.), оцифровка изображений (сканер) осуществляется в ИКТ-лаборатории (к.411а).

 Необходимость информатизации всего образовательного процесса, формирования ИКТ - компетентности педагогов и учащихся и требования оптимизации ресурсов приводит к конфигурации, в которой в дополнение к предыдущему оснащению, формируются рабочие места (мобильные или стационарные) учителей различных предметов, увеличивается число проекторов и экранов, оснащаются помещения для самостоятельной работы учащихся после уроков (кабинеты информатики, читальный зал библиотеки, методический кабинет и др.).

Элементом цифровой образовательной среды гимназии является спутниковая система для взаимодействия с участниками общероссийского проекта «Гимназический союз России», с помощью которой осуществляется повышение квалификации педагогов гимназии через участие в семинарах, конференциях, круглых столах различной тематики, проводимых партнерами по проекту из других образовательных учреждений России; организация интерактивных урочных и внеурочных занятий для учащихся гимназии.

Для всех предметов предусмотрены соответствующие цифровые инструменты информационной деятельности и цифровые информационные источники (в том числе – ленты времени – для истории, редакторы фото-аудио-видео-информации, музыкальные редакторы, инструменты создания и обработки графики). Все это оснащение эффективно используется в достижении целей предметной ИКТ-компетентности учащихся и в повышении квалификации учителей.

Соответственно сказанному выше, меняется и роль кабинета информатики. Помимо его естественного назначения как помещения, где идет изучение информатики, он является центром информационной культуры и информационных сервисов гимназии (наряду с медиатекой), центром формирования ИКТ - компетентности участников образовательного процесса.
Кабинеты информатики оснащены оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. Имеющееся в кабинетах оснащение обеспечивает, в частности, освоение средств ИКТ учащимися, применяемых на различных школьных предметах. Кабинеты информатики используются вне курса информатики, и во внеурочное время для многих видов информационной деятельности, осуществляемых участниками образовательного процесса, например, для поиска и обработки информации, подготовки и демонстрации мультимедиа презентаций, подготовки номера школьной газеты «Школьный Арбат», проведения дистанционных олимпиад и конкурсов различных уровней и др.

В каждом из двух кабинетов информатики имеется одно рабочее место учителя, включающее мобильный и стационарный компьютер, и 15 компьютерных мест учащихся. В кабинетах имеются основные пользовательские устройства, входящие в состав общешкольного оборудования, в том числе – проектор с потолочным креплением. Есть в кабинетах МФУ для распечатывания, сканирования, копирования документов. Первоначальное освоение этих устройств может проходить под руководством учителя информатики в кабинете информатики.

Фонд библиотеки и цифровых образовательных ресурсов кабинета информатики соответствует общим требованиям в применении к кабинету информатики, то есть включает необходимые нормативные, методические и учебные документы (в том числе – учебники, используемым в курсе, образцы аттестационных заданий), справочную литературу, периодические издания.

Значительная часть учебных материалов, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы и пр., представлены не только на полиграфических, а и на цифровых (электронных) носителях. Учителя гимназии, как правило, используют разработанные комплекты презентационных слайдов по предметам.

Медиатека является инфраструктурной единицей МОУ «Гимназия №37», которая обеспечивает участников образовательного процесса библиотечно-информационными ресурсами. Цели деятельности медиатеки: формирование общей культуры личности учащихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, создание условий для свободного выбора методов, форм и средств развития личности путем предоставления информационных ресурсов.

Основными задачами деятельности медиатеки являются:

·    обеспечение участникам образовательных отношений (учащимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) учащихся оступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов Гимназии на различных носителях: бумажных (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитных (фонд аудио- и видеокассет), цифровых (CD-диски), коммуникативных (компьютерные сети) и иных;

·      воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации учащегося, развитии его творческого потенциала;

·      формирование навыков независимого пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

·   совершенствование предоставляемых услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной среды.

Структура медиатеки состоит из следующих зон:

• читальный зал (справочно-библиографический аппарат и фонд учебников);

• компьютерный зал (15 компьютеров с выходом в Интернет, принтер, сканер);

• методический кабинет (компьютер с выходом в Интернет, проектор с экраном).

Для реализации основных задач медиатека:

1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов Гимназии:

• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на различных носителях информации;

• пополняет фонд информационными интернет-ресурсами, базами и банками данных других учреждений и организаций;

• аккумулирует фонд документов, создаваемых в Гимназии (публикаций и работ педагогов гимназии, лучших исследовательских работ и рефератов учащихся и др.);

• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

2. создает информационную продукцию:

• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, электронный каталог, базу данных учебно-исследовательских и творческих работ учащихся, созданных с помощью IT-технологий;

• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (обзор информационных ресурсов, рекомендации к использованию информационных ресурсов в образовании и т.п.);

• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции (буклеты, электронные журналы и т.п.);

3. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание учащихся:

• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию, способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);

• организует обучение навыкам независимого пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

• содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга учащихся;

4. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением и воспитанием учащихся;

• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

• создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы Гимназии, осуществляет накопление и систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, в том числе к электронным версиям педагогических изданий;

• поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, презентаций, баз данных, веб-страниц и т.п.);

• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

5. удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях.

Использование сайта

Технологические и программные средства, которые используются для функционирования официального сайта и осуществляются хостинг-провайдером:

1) Обеспечивают доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы.

2) Обеспечивают защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении неё.

3) Обеспечивают возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий её восстановление.

4) Обеспечивают защита от копирования авторских прав.

 

Доступная среда

В МОУ «Ломоносовская гимназия» создаются специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

-  специально оборудованные учебные  кабинеты (по запросу);

- объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (кабинет педагога-психолога);

- библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

- объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (спортивный зал);

- средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

- беспрепятственный доступ в здание образовательной организации;

- специальные условия питания (по запросу);

- специальные условия охраны здоровья (по запросу);

- доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

- электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-  наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет  - ввиду их отсутствия

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры