Версия для слабовидящих

 

Научно-методическая служба

Информационные материалы для педагогов

 
 
 
Информационные ресурсы научно-методической службы
 

  Эффективность управления научно-методической работой в гимназии определяется успехами и достижениями в трех основных направлениях:

в организации действенной структуры управления научно-методической работой в гимназии;
в разработке и обеспечении реализации стратегических документов (образовательной программы, концепции и программы развития, программы исследовательской деятельности и др.) и тактических документов (ежегодных публичных отчетов), отражающих специфику и учитывающих возможности гимназии;
в системной работе по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов и развитию творческого потенциала учащихся.
       Центром управления научно-методической работой гимназии является Научно-методический совет гимназии, куда входят члены административного совета гимназии, специалисты психолого-педагогической и научно-методической служб гимназии, руководители предметных методических лабораторий. В результате складываются тесные связи и в структуре управления и по вертикали, и по горизонтали. 
       С одной стороны, в работе Совета  реализуется необходимая иерархия управленческих позиций, а с другой – нарабатываются те связи между школьными управленцами разного уровня, которые затем переносятся в «горизонталь» взаимодействия возглавляемых ими структурных подразделений.
       В компетенцию Научно-методического совета гимназии входит решение следующих задач:
стратегическое проектирование деятельности гимназии (создание программы развития гимназии и образовательной программы, нормативных документов, регулирующих деятельность гимназии);
координация и сопровождение деятельности предметных методических лабораторий, Ресурсного центра «Личностно-ориентированное образование», Ресурсного центра "Выявление и сопровождение детей с общей интеллектуальной и академической одаренностью";
развитие содержания научно-методической работы (экспертиза и утверждение образовательных программ, консультирование по вопросам обновления содержания образования в предметных областях, организация мониторинга и диагностика качества образования и др.);
поддержка творческой инициативы и новаторских поисков педагогов (экспертиза и обобщение инновационного педагогического опыта, консультирование по подготовке к участию в профессиональных конкурсах, при внедрении инновационных образовательных технологий, создание информационного банка данных мультимедийных презентаций, видеоматериалов, ведение карт карьеры педагогов и др.);
научно-методическое сопровождение деятельности «Научного общества гимназистов» и общества младших школьников «ЮНИС» (организация участия гимназистов в олимпиадах различного уровня, творческих и интеллектуальных конкурсах, учебно-исследовательских конференциях различного уровня, сопровождение ведения портфолио учениками и др.);
взаимодействие и сотрудничество с вузами (ПетрГУ ), а также образовательными учреждениями, ведущими инновационную деятельность с целью ознакомления с их опытом;
модернизация материально-технической базы научно-методической службы гимназии;
управление издательской деятельностью (организация выпуска методических пособий, проблемных статей педагогов-исследователей, школьной газеты «Школьный Арбат» и др.);
       Важным звеном в структуре управления научно-методической работы гимназии являются методические лаборатории учителей «Начальная школа», «Математика», «Филология», «Иностранный язык», «Обществознание», «Искусство», «Естествознание», «Физическая культура». 
       Основной целью работы методических лабораторий является создание атмосферы максимальной заинтересованности педагогов в собственном профессиональном росте и развитии качества образовательного процесса в гимназии. При этом ключевыми направлениями деятельности методических лабораторий является учебно-методическая работа, исследовательская деятельность педагогов, диагностико-аналитическая деятельность, руководство творческой, исследовательской деятельностью гимназистов.
       Методические лаборатории готовят ежегодные предметные недели в гимназии, проводят практико-ориентированные семинары для педагогов гимназии, города и республики, презентации инновационной педагогической практики, осуществляют подготовку круглых столов, защиты проектных и исследовательских работ, мастер-классов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, турниров, викторин.
       Отличительной особенностью деятельности методических лабораторий гимназии становится набирающее силу межлабораторное сотрудничество – участие в общих проектов педагогов разных методических лабораторий (проект «Успешное чтение» - учителя начальной  школы и филологии, Школа для талантливых детей "Малая академия гимназистов" - учителя всех лабораторий), мероприятия гимназического и надгимназического уровня, подготовленные несколькими лабораториями.
       Другая особенность работы методических лабораторий нашей гимназии – активное вовлечение гимназистов в творческую, исследовательскую деятельность. Гимназисты ежегодно участвуют в учебно-исследовательских конференциях различного уровня. В данной работе повсеместно используются современные образовательные технологии, в частности информационно-коммуникационные. Итоги исследовательской деятельности подводятся на ежегодных научно-практических конференциях, тематика которых отражает направления поисков и исследований: школьная конференция «Юность. Наука. Культура», окружная учебно-исследовательская конференция «Ломоносовские чтения», организуемая педагогами гимназии, традиционные окружные конференции, городская научно-практическая конференция юных исследователей "Будущее Петрозаводска", региональная конференция "Будущее Карелии" и конференциях российского уровня.
       Важным условием эффективного управления научно-методической работой является наличие целостной локальной нормативной базы гимназии, отражающей ее специфику. Научно-методическим советом гимназии разрабатываются и принимаются к реализации такие документы как образовательная программа гимназии, Программа развития гимназии.     
       Отличительной чертой гимназии стала реализация большого количества комплексно-целевых программ, охватывающих практически все основные направления образовательной деятельности (например, программы «Здоровье и спорт», «Семья», «Лидер», «Издательская деятельность», «Одаренные дети» и др.).
       Эффективное управление научно-методической работой немыслимо без обеспечения условий для профессионального роста педагогов гимназии. Мы считаем, что главный источник саморазвития учителя – это наличие у него позиции постоянного поиска, в том числе и исследовательского. В гимназии главным местом выражения такой позиции педагога является методическая лаборатория. Каждый педагог гимназии определяет тему саморазвития, над которой он работает в течение двух-трех лет. Итоги своей темы совершенствования педагоги представляют в виде статей и творческих отчетов на ежегодной методической конференции педагогов гимназии.
       Более высокий уровень творческой деятельности педагога – это исследовательская работа. В данном режиме работают примерно 30% педагогов гимназии в рамках ресурсных центров, апробационной площадки, которые продолжают совершенствовать технику проведения личностно-ориентированного урока, создавать дидактический, практико-ориентированный материал для таких уроков.
       На протяжении последних нескольких лет педагоги гимназии активно участвуют в профессиональных конкурсах. В этой связи еще одним важным направлением работы научно-методической службы стала помощь учителям в подготовке к данным конкурсам. Одним из главных аспектов данной деятельности стало формирование портфолио педагога. На сегодняшний день в гимназии существуют три формы формирования портфолио педагога: непосредственно бумажное портфолио с достижениями, грамотами. Благодарственными письмами и т.п., вторая форма в аннотированном варианте – заполнение каждым педагогом карты карьеры каждое полугодие, что облегчает и подготовку к профессиональным конкурсам, и к аттестационным мероприятиям, и к представлению педагогов к государственным и отраслевым наградам; а также электронный вариант: мини-сайты педагогов, разделы о достижениях педагогов на официальном сайте гимназии, на сайте методического кабинета гимназии.
Для того, чтобы предоставить Вам максимально качественные услуги, сайт использует cookies. Продолжая просмотр сайта, Вы подтверждаете, что приняли это уведомление к сведению. Нажатие на кнопку 'Согласен' скроет уведомление.