Научно-методическая служба

 

Уважаемые педагоги!

Актуальная информация о мероприятиях, направленных на снижение документационной нагрузки педагогов, проводимых на федеральном и региональном уровнях, о порядке и графике работе «Горячей линии» размещена по ссылке.

 

Любой педагогический работник при реализации основных общеобразовательных программ на территории Республики Карелия может обратиться в Министерство по телефонам: 8(8142) 76-91-51, 78-33-76, 78-48-75.

 

 

 

 

 

 


Положение о системе наставничества в МОУ "Ломоносовская гимназия"


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информационные материалы для педагогов

 
 

Информационные ресурсы научно-методической службы

 

  Эффективность управления научно-методической работой в гимназии определяется успехами и достижениями в трех основных направлениях:

в организации действенной структуры управления научно-методической работой в гимназии;
в разработке и обеспечении реализации стратегических документов (образовательной программы, концепции и программы развития, программы исследовательской деятельности и др.) и тактических документов (ежегодных публичных отчетов), отражающих специфику и учитывающих возможности гимназии;
в системной работе по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов и развитию творческого потенциала учащихся.
       Центром управления научно-методической работой гимназии является Научно-методический совет гимназии, куда входят члены административного совета гимназии, специалисты психолого-педагогической и научно-методической служб гимназии, руководители предметных методических лабораторий. В результате складываются тесные связи и в структуре управления и по вертикали, и по горизонтали. 
       С одной стороны, в работе Совета  реализуется необходимая иерархия управленческих позиций, а с другой – нарабатываются те связи между школьными управленцами разного уровня, которые затем переносятся в «горизонталь» взаимодействия возглавляемых ими структурных подразделений.
       В компетенцию Научно-методического совета гимназии входит решение следующих задач:
стратегическое проектирование деятельности гимназии (создание программы развития гимназии и образовательной программы, нормативных документов, регулирующих деятельность гимназии);
координация и сопровождение деятельности предметных методических лабораторий, Ресурсного центра «Личностно-ориентированное образование», Ресурсного центра "Выявление и сопровождение детей с общей интеллектуальной и академической одаренностью";
развитие содержания научно-методической работы (экспертиза и утверждение образовательных программ, консультирование по вопросам обновления содержания образования в предметных областях, организация мониторинга и диагностика качества образования и др.);
поддержка творческой инициативы и новаторских поисков педагогов (экспертиза и обобщение инновационного педагогического опыта, консультирование по подготовке к участию в профессиональных конкурсах, при внедрении инновационных образовательных технологий, создание информационного банка данных мультимедийных презентаций, видеоматериалов, ведение карт карьеры педагогов и др.);
научно-методическое сопровождение деятельности «Научного общества гимназистов» и общества младших школьников «ЮНИС» (организация участия гимназистов в олимпиадах различного уровня, творческих и интеллектуальных конкурсах, учебно-исследовательских конференциях различного уровня, сопровождение ведения портфолио учениками и др.);
взаимодействие и сотрудничество с вузами (ПетрГУ ), а также образовательными учреждениями, ведущими инновационную деятельность с целью ознакомления с их опытом;
модернизация материально-технической базы научно-методической службы гимназии;
управление издательской деятельностью (организация выпуска методических пособий, проблемных статей педагогов-исследователей, школьной газеты «Школьный Арбат» и др.);
       Важным звеном в структуре управления научно-методической работы гимназии являются методические лаборатории учителей «Начальная школа», «Математика», «Филология», «Иностранный язык», «Обществознание», «Искусство», «Естествознание», «Физическая культура». 
       Основной целью работы методических лабораторий является создание атмосферы максимальной заинтересованности педагогов в собственном профессиональном росте и развитии качества образовательного процесса в гимназии. При этом ключевыми направлениями деятельности методических лабораторий является учебно-методическая работа, исследовательская деятельность педагогов, диагностико-аналитическая деятельность, руководство творческой, исследовательской деятельностью гимназистов.
       Методические лаборатории готовят ежегодные предметные недели в гимназии, проводят практико-ориентированные семинары для педагогов гимназии, города и республики, презентации инновационной педагогической практики, осуществляют подготовку круглых столов, защиты проектных и исследовательских работ, мастер-классов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, турниров, викторин.
       Отличительной особенностью деятельности методических лабораторий гимназии становится набирающее силу межлабораторное сотрудничество – участие в общих проектов педагогов разных методических лабораторий (проект «Успешное чтение» - учителя начальной  школы и филологии, Школа для талантливых детей "Малая академия гимназистов" - учителя всех лабораторий), мероприятия гимназического и надгимназического уровня, подготовленные несколькими лабораториями.
       Другая особенность работы методических лабораторий нашей гимназии – активное вовлечение гимназистов в творческую, исследовательскую деятельность. Гимназисты ежегодно участвуют в учебно-исследовательских конференциях различного уровня. В данной работе повсеместно используются современные образовательные технологии, в частности информационно-коммуникационные. Итоги исследовательской деятельности подводятся на ежегодных научно-практических конференциях, тематика которых отражает направления поисков и исследований: школьная конференция «Юность. Наука. Культура», окружная учебно-исследовательская конференция «Ломоносовские чтения», организуемая педагогами гимназии, традиционные окружные конференции, городская научно-практическая конференция юных исследователей "Будущее Петрозаводска", региональная конференция "Будущее Карелии" и конференциях российского уровня.
       Важным условием эффективного управления научно-методической работой является наличие целостной локальной нормативной базы гимназии, отражающей ее специфику. Научно-методическим советом гимназии разрабатываются и принимаются к реализации такие документы как образовательная программа гимназии, Программа развития гимназии.     
       Отличительной чертой гимназии стала реализация большого количества комплексно-целевых программ, охватывающих практически все основные направления образовательной деятельности (например, программы «Здоровье и спорт», «Семья», «Лидер», «Издательская деятельность», «Одаренные дети» и др.).
       Эффективное управление научно-методической работой немыслимо без обеспечения условий для профессионального роста педагогов гимназии. Мы считаем, что главный источник саморазвития учителя – это наличие у него позиции постоянного поиска, в том числе и исследовательского. В гимназии главным местом выражения такой позиции педагога является методическая лаборатория. Каждый педагог гимназии определяет тему саморазвития, над которой он работает в течение двух-трех лет. Итоги своей темы совершенствования педагоги представляют в виде статей и творческих отчетов на ежегодной методической конференции педагогов гимназии.
       Более высокий уровень творческой деятельности педагога – это исследовательская работа. В данном режиме работают примерно 30% педагогов гимназии в рамках ресурсных центров, апробационной площадки, которые продолжают совершенствовать технику проведения личностно-ориентированного урока, создавать дидактический, практико-ориентированный материал для таких уроков.
       На протяжении последних нескольких лет педагоги гимназии активно участвуют в профессиональных конкурсах. В этой связи еще одним важным направлением работы научно-методической службы стала помощь учителям в подготовке к данным конкурсам. Одним из главных аспектов данной деятельности стало формирование портфолио педагога. На сегодняшний день в гимназии существуют три формы формирования портфолио педагога: непосредственно бумажное портфолио с достижениями, грамотами. Благодарственными письмами и т.п., вторая форма в аннотированном варианте – заполнение каждым педагогом карты карьеры каждое полугодие, что облегчает и подготовку к профессиональным конкурсам, и к аттестационным мероприятиям, и к представлению педагогов к государственным и отраслевым наградам; а также электронный вариант: мини-сайты педагогов, разделы о достижениях педагогов на официальном сайте гимназии, на сайте методического кабинета гимназии.