Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Место осуществления образовательной деятельности - МОУ "Ломоносовская гимназия" (фактический и юридический адрес - Республика Карелия, г.Петрозаводск, набережная Ла-Рошель, д.11)
МОУ «Ломоносовская гимназия» располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности учащихся. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы.
Обеспечивается доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеется паспорт доступности учреждения.
При реализации программ основного общего образования предусматриваются специально организованные места, постоянно доступные подросткам и предназначенные для: общения; проектной и исследовательской деятельности; творческой деятельности; индивидуальной и групповой работы; индивидуальной работы; демонстрации своих достижений. Во всех помещениях ОУ, где осуществляется образовательный процесс, обеспечивается доступ педагогов и учащихся к информационной среде гимназии и к глобальной информационной среде.
Для организации всех видов деятельности учащихся классы (группы) имеют доступ по расписанию в следующие помещения:
· 38 учебных кабинетов;
· кабинеты иностранного языка, оборудованные компьютерами (каб. 309, 311, 314, 411);
· кабинет для индивидуальных и групповых занятий и тренингов (каб. 305);
· кабинеты биологии, химии, физики с лабораторным оборудованием (каб. 214, 410, 312);
· кабинеты математики (каб. 403, 404, 405);
· музыкальный класс, обеспеченный оборудованием для проведения уроков музыки (каб. 401);
· медиатека с читальным залом, средствами сканирования и распознавания текстов и выходом в сеть Интернет;
· кабинет ИЗО, оснащенный оборудованием для проведения уроков изобразительного искусства, включающим традиционное оборудование широкого спектра (каб.307);
· кабинеты технологии, оснащенные оборудованием для изучения технологии (каб. 200, 310);
· кабинет ОБЖ (каб.406),
· видео- (мультимедийная) студия (каб. 100),
· спортивный комплекс (спортивный зал, открытый стадион),
· актовый зал и зал ритмики;
· медицинский и стоматологический кабинеты;
· столовая на 200 мест.
Учебные помещения рассчитаны на использование проектора, имеют соответствующий экран и возможность затемнения.
Обеспечение образовательного процесса расходными материалами предусматривается в соответствии с учебным планированием и региональными нормативами.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
- реализации индивидуальных образовательных планов учащихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
- включения учащихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения естественнонаучных экспериментов с использованием учебного лабораторного оборудования;
- создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов и оборудования; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, художественно-оформительских и издательских проектов;
- наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
- физического развития, участия в физкультурных мероприятиях, тренировках, спортивных соревнованиях и играх;
- занятий музыкой с использованием традиционных народных и современных музыкальных инструментов, а также возможностей компьютерных технологий;
- занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;
- планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов;
- размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в информационно-образовательной среде гимназии;
- проведения массовых мероприятий, организации досуга и общения учащихся;
- организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха учащихся, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная среда гимназии включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, программные продукты, интернет-сайты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Наличие компьютерной и мультимедийной техники в гимназии
№ |
Название техники |
Количество, шт. |
1 |
Стационарные компьютеры |
35 |
2 |
Мобильные компьютеры (ноутбуки) |
94 |
3 |
Принтеры |
46 |
4 |
Мультимедийные проекторы |
42 |
5 |
Интерактивная доска |
19 |
Средства обучения и воспитания
Инфраструктура информационной среды гимназии:
1. Компьютерная сеть гимназии
2. Локальная сеть
3. Выход в сеть Интернет в каждом кабинете
4. Кабинеты информатики (каб. 304, 306)
5. Официальный сайт МОУ «Ломоносовская гимназия» г.Петрозаводска
6. Интернет-страницы педагогов гимназии, МЛ "Иностранный язык"
7. Электронный журнал «Электронная школа»
8. Медиатека
Информационная среда обеспечивает эффективную деятельность учащихся по освоению основной образовательной программы основного общего образования и эффективную образовательную деятельность педагогических и руководящих работников по реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе возможность:
- создания, поиска, сбора, анализа, обработки и представления информации (работа с текстами в бумажной и электронной форме, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в Интернете);
- планирования образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- размещения и сохранения используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов, учебных материалов, предназначенных для образовательной деятельности учащихся, а также анализа и оценки такой деятельности; доступа к размещаемой информации;
- мониторинга хода и результатов учебного процесса, фиксацию результатов деятельности учащихся и педагогических работников; мониторинга здоровья учащихся;
- дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогических работников, администрации образовательного учреждения, родителей (законных представителей) учащихся, методических служб, общественности, органов, осуществляющих управление в сфере образования;
- сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе с образовательными учреждениями дополнительного образования, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования;
- ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания учащихся;
- учета контингента учащихся, педагогических работников, родителей учащихся, бухгалтерского учета в образовательном учреждении;
- доступа учащихся и педагогических работников к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; электронным информационно-образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
- организации работы в режиме как индивидуального, так и коллективного доступа к информационно-образовательным ресурсам;
- организации дистанционного образования;
- взаимодействия образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- информационно-методического сопровождения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, в том числе талантливых и одаренных, включая учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Основой информационной среды являются общегимназические средства ИКТ, используемые в различных элементах образовательного процесса и процесса управления гимназией. Все кабинеты гимназии оснащены компьютером, проектором, колонками, выходом в сеть Интернет. В каждой методической лаборатории учителей гимназии есть МФУ, интерактивная доска.
Распечатывание текстовых файлов, размножение больших объемов текстовых и графических материалов (учебных, информационных, детских работ и т.д.), оцифровка изображений (сканер) осуществляется в ИКТ-лаборатории (к.411а).
Необходимость информатизации всего образовательного процесса, формирования ИКТ - компетентности педагогов и учащихся и требования оптимизации ресурсов приводит к конфигурации, в которой в дополнение к предыдущему оснащению, формируются рабочие места (мобильные или стационарные) учителей различных предметов, увеличивается число проекторов и экранов, оснащаются помещения для самостоятельной работы учащихся после уроков (кабинеты информатики, читальный зал библиотеки, методический кабинет и др.).
Элементом цифровой образовательной среды гимназии является спутниковая система для взаимодействия с участниками общероссийского проекта «Гимназический союз России», с помощью которой осуществляется повышение квалификации педагогов гимназии через участие в семинарах, конференциях, круглых столах различной тематики, проводимых партнерами по проекту из других образовательных учреждений России; организация интерактивных урочных и внеурочных занятий для учащихся гимназии.
Для всех предметов предусмотрены соответствующие цифровые инструменты информационной деятельности и цифровые информационные источники (в том числе – ленты времени – для истории, редакторы фото-аудио-видео-информации, музыкальные редакторы, инструменты создания и обработки графики). Все это оснащение эффективно используется в достижении целей предметной ИКТ-компетентности учащихся и в повышении квалификации учителей.
Соответственно сказанному выше, меняется и роль кабинета информатики. Помимо его естественного назначения как помещения, где идет изучение информатики, он является центром информационной культуры и информационных сервисов гимназии (наряду с медиатекой), центром формирования ИКТ - компетентности участников образовательного процесса.
Кабинеты информатики оснащены оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. Имеющееся в кабинетах оснащение обеспечивает, в частности, освоение средств ИКТ учащимися, применяемых на различных школьных предметах. Кабинеты информатики используются вне курса информатики, и во внеурочное время для многих видов информационной деятельности, осуществляемых участниками образовательного процесса, например, для поиска и обработки информации, подготовки и демонстрации мультимедиа презентаций, подготовки номера школьной газеты «Школьный Арбат», проведения дистанционных олимпиад и конкурсов различных уровней и др.
В каждом из двух кабинетов информатики имеется одно рабочее место учителя, включающее мобильный и стационарный компьютер, и 15 компьютерных мест учащихся. В кабинетах имеются основные пользовательские устройства, входящие в состав общешкольного оборудования, в том числе – проектор с потолочным креплением. Есть в кабинетах МФУ для распечатывания, сканирования, копирования документов. Первоначальное освоение этих устройств может проходить под руководством учителя информатики в кабинете информатики.
Фонд библиотеки и цифровых образовательных ресурсов кабинета информатики соответствует общим требованиям в применении к кабинету информатики, то есть включает необходимые нормативные, методические и учебные документы (в том числе – учебники, используемым в курсе, образцы аттестационных заданий), справочную литературу, периодические издания.
Значительная часть учебных материалов, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы и пр., представлены не только на полиграфических, а и на цифровых (электронных) носителях. Учителя гимназии, как правило, используют разработанные комплекты презентационных слайдов по предметам.
Медиатека является инфраструктурной единицей МОУ «Гимназия №37», которая обеспечивает участников образовательного процесса библиотечно-информационными ресурсами. Цели деятельности медиатеки: формирование общей культуры личности учащихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, создание условий для свободного выбора методов, форм и средств развития личности путем предоставления информационных ресурсов.
Основными задачами деятельности медиатеки являются:
· обеспечение участникам образовательных отношений (учащимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) учащихся оступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов Гимназии на различных носителях: бумажных (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитных (фонд аудио- и видеокассет), цифровых (CD-диски), коммуникативных (компьютерные сети) и иных;
· воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации учащегося, развитии его творческого потенциала;
· формирование навыков независимого пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
· совершенствование предоставляемых услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной среды.
Структура медиатеки состоит из следующих зон:
• читальный зал (справочно-библиографический аппарат и фонд учебников);
• компьютерный зал (15 компьютеров с выходом в Интернет, принтер, сканер);
• методический кабинет (компьютер с выходом в Интернет, проектор с экраном).
Для реализации основных задач медиатека:
1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов Гимназии:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на различных носителях информации;
• пополняет фонд информационными интернет-ресурсами, базами и банками данных других учреждений и организаций;
• аккумулирует фонд документов, создаваемых в Гимназии (публикаций и работ педагогов гимназии, лучших исследовательских работ и рефератов учащихся и др.);
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
2. создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, электронный каталог, базу данных учебно-исследовательских и творческих работ учащихся, созданных с помощью IT-технологий;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (обзор информационных ресурсов, рекомендации к использованию информационных ресурсов в образовании и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции (буклеты, электронные журналы и т.п.);
3. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание учащихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию, способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
• организует обучение навыкам независимого пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга учащихся;
4. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением и воспитанием учащихся;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы Гимназии, осуществляет накопление и систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, в том числе к электронным версиям педагогических изданий;
• поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, презентаций, баз данных, веб-страниц и т.п.);
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;
5. удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях.
Использование сайта
Технологические и программные средства, которые используются для функционирования официального сайта и осуществляются хостинг-провайдером:
1) Обеспечивают доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы.
2) Обеспечивают защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении неё.
3) Обеспечивают возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий её восстановление.
4) Обеспечивают защита от копирования авторских прав.
Доступная среда
В МОУ «Ломоносовская гимназия» создаются специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
- специально оборудованные учебные кабинеты (по запросу);
- объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (кабинет педагога-психолога);
- библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (спортивный зал);
- средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- беспрепятственный доступ в здание образовательной организации;
- специальные условия питания (по запросу);
- специальные условия охраны здоровья (по запросу);
- доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет - ввиду их отсутствия