С именем М.В. Ломоносова

  • В 1754 году Михаил Васильевич Ломоносов в небольшом письме в Правительствующий Сенат отправил прошение об «Учреждении Московского университета» и «при оном Гимназии». Первая Гимназия при Московском университете была учреждена указом императрицы Елизаветы I в 1755 году и имела своей целью подготовить к обучению в университете. М.В. Ломоносов считал, что «гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук... Молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам». В конце XVIII в. Сенат страны признал, что создание гимназии «весьма полезно обществу».

    19 ноября 1711 года родился великий ученый и просветитель Михаил Васильевич Ломоносов, 19 ноября 1992 года Сергей Леонидович Катанандов, Глава Петрозаводского городского округа подписал Постановление о присвоении статуса Гимназии средней общеобразовательной школе №37 (в дальнейшем МОУ «Гимназия №37»).

  • 14 марта 2016 года Ирина Юрьевна Мирошник, Глава Петрозаводского городского округа подписала Постановление Администрации Петрозаводского городского округа № 933 о переименовании МОУ "Гимназия №37" в МОУ "Ломоносовская гимназия", учитывая значимую работу гимназии, связанную с именем, распространением идей о гимназическом образовании М.В. Ломоносова.

  • МОУ «Ломоносовская гимназия» является классической гимназией, где обучение построено на основе педагогических взглядов М.В. Ломоносова, которые могут быть выражены такими его словами, как « … через ученье счастлив будет…» и  « …открыть талант, заложенный в каждом ребенке…».

  • С 2003 года МОУ «Ломоносовская гимназия» является муниципальным ресурсным центром «Личностно-ориентированное образование». Руководитель И.С. Якиманская, автор технологии личностно-ориентированного обучения, доктор психологических наук, профессор, член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО. Ежегодно в январе в гимназии проводится городская Панорама уроков в технологии личностно-ориентированного обучения. Основной целью ЛОО является проектирование и создание условий для максимального выявления и использования субъектного опыта ребенка, раскрытие его талантов с учетом личностно-значимых ценностей, т.е. развитие ученика как личности.

  • С 2002 года по инициативе Ирины Юрьевны Мирошник, заместителя директора по научно-методической работе в гимназии ежегодно проводятся Ломоносовские чтения, где учащиеся Научного общества гимназистов представляют результаты исследовательской деятельности на научных Штудиях «Историческая», «Литературная», «Математическая», «Обществоведческая», «Лингвистическая», «Литературная», «Культурологическая».

  • Согласно традициям классической гимназии, в основной и старшей школе преподаётся второй иностранный язык (немецкий или французский). Неотъемлемой частью в воспитании гимназистов является бальная культура. С 1 по 7 класс гимназисты изучают бальную культуру через предмет «Хореография». Ежегодно в Гимназии проходят балы среди учащихся 4-11 классов.

  • Гимназисты имеют возможность получить дополнительное образование в Центре художественно-эстетического образования «Юный музыкант». В Центре в  соответствии с классическим музицированием реализуются программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности:

                   - «Фортепиано»;

                   - «Народные инструменты» (баян, аккордеон, домра);

                   - «Струнные инструменты» (скрипка);

                   - «Духовые инструменты» (флейта, кларнет, саксофон, труба, тромбон). 

                   Дополнительно гимназисты изучают «Историю музыки», «Сольфеджио».

  • С 2014 года МОУ «Ломоносовская гимназия» является базовой площадкой МГУ по проведению Всероссийского турнира имени М.В. Ломоносова в Республике Карелия. Ежегодно 500 школьников 6-11 классов г.Петрозаводска и Республики Карелия принимают участие в турнире по 9 предметам: математике, математическим играм, физике, астрономии и наукам о Земле, химии, биологии, истории, лингвистике, литературе. Все материалы участников турнира имени М.В. Ломоносова направляются для экспертной оценки в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. 15 апреля проводится Турнир имени М.В. Ломоносова для младших школьников, городская игра по естествознанию «Наследники М.В. Ломоносова».

  • С 2010 года МОУ «Ломоносовская гимназия» является муниципальным ресурсным центром «Комплексная программа выявления и сопровождения детей с интеллектуальной и академической одаренностью». Дети с интеллектуальной и академической одарённостью занимаются дополнительно в Малой академии гимназистов, где учатся по программам «Физика юным!», «По законам химии», «Математические лабиринты», «Комбинаторика», «В мире английского языка», «Творческое мышление», «Психология общения», «Хочу все знать!» (курс по истории). С 7 класса каждый выпускник Малой академии гимназистов сопровождается тьютором.

  • С 2008 года МОУ «Ломоносовская гимназия» является базовой площадкой Всероссийской программы Фонда поддержки образования Санкт-Петербурга «Гимназический союз России». Целью программы является создание «нового» качественного, доступного и мобильного образования путем объединения гимназий единой информационно-коммуникационной сетью. Гимназии России являются региональными ресурсными центрами общего образования по внедрению новых образовательных технологий, в проведении мастер-классов, интернет-конференций, олимпиад, центром дистанционного обучения и связующим звеном между средней и высшей школой.

  • Целью воспитания М.В. Ломоносов считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке. В МОУ «Ломоносовская гимназия» особое внимание уделяется патриотическому воспитанию гимназистов, которое реализуется посредством программы «Нравственность, духовность как основа личности гимназиста». Особая роль в организации патриотического воспитания гимназистов отводится деятельности клуба «Память». Учащимися ведется большая работа с архивными документами России и Финляндии. Составлен уникальный архив, в котором на сегодня есть данные на бойцов Карельского фронта, погибших в финском плену, с указанием большинства точных мест захоронений.

  • В 2018 году МОУ «Ломоносовская гимназия» подписала договор о научно-методическом сотрудничестве (партнёрстве) с «Ломоносовской гимназией» г.Санкт-Петербурга, «Школой Ломоносова» г.Москва. Гимназисты приняли активное участие в IX Открытой международной научно-практической конференции «Наследники Ломоносова» (Санкт-Петербург), XХVIII Всероссийской научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» (г.Москва).


План мероприятий
«С именем М.В. Ломоносова»
 
Мероприятие
Дата
1. Всероссийский турнир имени М.В. Ломоносова для учащихся
6-11 кл
 Последнее воскресенье сентября
2. Виртуальная экскурсия по музею М.В. Ломоносова
октябрь
3. Заочная экскурсия «Родина М.В. Ломоносова»
октябрь
4. Просмотр видеофильмов «Михайло Ломоносов»
ноябрь
5. Городская учебно-исследовательская конференция «Ломоносовские чтения»
16 ноября
6. Всероссийская видеоконференция «М.В. Ломоносов – великий сын России»
ноябрь
7. Беседы-презентации «Имя Ломоносова на карте мира», «Начало: детство и юность М.В. Ломоносова»
декабрь
8. Информационно-познавательные игры «Хочу всё знать о Ломоносове» (начальная школа), «Гений земли русской» (основная школа)
декабрь
9. Конкурс рисунков «Открытия М.В. Ломоносова», «Помора сын – ты сыном стал России»
январь
10. Поэтическая композиция «Слово о Ломоносове»
март
11. Тематический вечер «Личная судьба М.В. Ломоносова»
март
12. Театрализованная игра «История поморской семьи» (инсценировки событий из жизни М.В. Ломоносова – игры поморских детей, колыбельные)
апрель
13. Городская игра по естествознанию «Наследники М.В. Ломоносова»
апрель
14. Игра-путешествие «По пути М.В. Ломоносова»
апрель
15. Международная научно-практическая конференция «Наследники Ломоносова», г.Санкт-Петербург
апрель
16. Всероссийская научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения», г.Москва
апрель
17. Выставки «И сквозь века и поколенья он не устанет удивлять», «Всё испытал и всё проник»
май