Версия для слабовидящих

 

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

МОУ «Ломоносовская гимназия» располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности учащихся. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим  и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы.

При реализации программ основного общего образования предусматриваются специально организованные места, постоянно доступные подросткам и предназначенные для: общения; проектной и исследовательской  деятельности; творческой деятельности; индивидуальной и групповой работы; индивидуальной работы; демонстрации своих достижений. Во всех помещениях ОУ, где осуществляется образовательный процесс, обеспечивается доступ педагогов и учащихся к информационной среде гимназии и к глобальной информационной среде.

Для организации всех видов деятельности учащихся классы (группы) имеют доступ по расписанию в следующие помещения:

· 38 учебных кабинетов;

· кабинеты иностранного языка, оборудованные компьютерами (каб. 309, 311, 314, 411);

· кабинет для индивидуальных и групповых занятий и тренингов (каб. 305);

· кабинеты биологии, химии, физики с лабораторным оборудованием (каб. 214, 410, 312);

· кабинеты математики (каб. 403, 404, 405);

· музыкальный класс, обеспеченный оборудованием для проведения уроков музыки (каб. 401);

· медиатека с читальным залом, средствами сканирования и распознавания текстов и выходом в сеть Интернет;

· кабинет ИЗО, оснащенный оборудованием для проведения уроков изобразительного искусства, включающим традиционное оборудование широкого спектра (каб.307);

· кабинеты технологии, оснащенные оборудованием для изучения технологии (каб. 200, 310);

· видео- (мультимедийная) студия (каб. 100), 

· спортивный комплекс (спортивный зал, открытый стадион),

· актовый зал и зал ритмики;

· медицинский и стоматологический кабинеты;

· столовая на 200 мест.

Учебные помещения рассчитаны на использование проектора, имеют соответствующий экран и возможность затемнения.

Обеспечение образовательного процесса расходными материалами предусматривается в соответствии с учебным планированием и региональными нормативами.

  Материально-техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

- реализации индивидуальных образовательных планов учащихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;

- включения учащихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения естественнонаучных экспериментов с использованием учебного лабораторного оборудования;

- создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов и оборудования; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, художественно-оформительских и издательских проектов;

- наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

- физического развития, участия в физкультурных мероприятиях, тренировках, спортивных соревнованиях и играх;

- занятий музыкой с использованием традиционных народных и современных музыкальных инструментов, а также возможностей компьютерных технологий;

- занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;

- планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов;

- размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в информационно-образовательной среде гимназии;

- проведения массовых мероприятий, организации досуга и общения учащихся;

- организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха учащихся.

 
Информационная среда гимназии включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, программные продукты, интернет-сайты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Наличие компьютерной и мультимедийной техники в гимназии

Название техники Количество, шт.
1 Стационарные компьютеры 47
2 Мобильные компьютеры (ноутбуки) 97
3 Принтеры 37
4 Мультимедийные проекторы 39
5 Интерактивная доска 21

 

Средства обучения и воспитания

 

Инфраструктура информационной среды гимназии:

1.     Компьютерная сеть гимназии

2.     Локальная сеть

3.     Выход в сеть Интернет в каждом кабинете

4.     Кабинеты информатики (каб. 304, 306)

5.     Официальный сайт МОУ «Ломоносовская гимназия» г.Петрозаводска

6.     Сайт «Методический кабинет МОУ «Ломоносовская гимназия»

7.     Сайт «Научное общество гимназистов МОУ «Ломоносовская гимназия»

8.    Интернет-страницы педагогов гимназии, МЛ "Иностранный язык"

9.    Электронный журнал «Дневник.ру»

10.  Проект «Гимназический союз России» (посредством спутникового оборудования)

11.  Медиатека

Информационная среда  обеспечивает эффективную деятельность учащихся по освоению основной образовательной программы основного общего образования и эффективную образовательную деятельность педагогических и руководящих работников по реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе возможность:

- создания, поиска, сбора, анализа, обработки и представления информации (работа с текстами в бумажной и электронной форме, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в Интернете);

- планирования образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

- размещения и сохранения используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов, учебных материалов, предназначенных для образовательной деятельности учащихся, а также анализа и оценки такой деятельности; доступа к размещаемой информации;

- мониторинга хода и результатов учебного процесса, фиксацию результатов деятельности учащихся и педагогических работников; мониторинга здоровья учащихся;

- дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогических работников, администрации образовательного учреждения, родителей (законных представителей) учащихся, методических служб, общественности, органов, осуществляющих управление в сфере образования;

- сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе с образовательными учреждениями дополнительного образования, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования;

- ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания учащихся;

- учета контингента учащихся, педагогических работников, родителей учащихся, бухгалтерского учета в образовательном учреждении;

- доступа учащихся и педагогических работников к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; электронным информационно-образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;

- организации работы в режиме как индивидуального, так и коллективного доступа к информационно-образовательным ресурсам;

- организации дистанционного образования;

- взаимодействия образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- информационно-методического сопровождения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, в том числе талантливых и одаренных, включая учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

  Основой информационной среды являются общегимназические средства ИКТ,  используемые в различных элементах образовательного процесса и процесса управления гимназией. Все кабинеты гимназии оснащены компьютером, проектором, колонками, выходом в сеть Интернет. В каждой методической лаборатории учителей гимназии есть МФУ, интерактивная доска.

Распечатывание текстовых файлов, размножение больших объемов текстовых и графических материалов (учебных, информационных, детских работ и т.д.), оцифровка изображений (сканер) осуществляется в ИКТ-лаборатории (к.411а).

          Необходимость информатизации всего образовательного процесса, формирования ИКТ - компетентности педагогов и учащихся и требования оптимизации ресурсов приводит к конфигурации, в которой в дополнение к предыдущему оснащению, формируются рабочие места (мобильные или стационарные) учителей различных предметов, увеличивается число проекторов и экранов, оснащаются помещения для самостоятельной работы учащихся после уроков (кабинеты информатики, читальный зал библиотеки, методический кабинет и др.).

Элементом цифровой образовательной среды гимназии является спутниковая система для взаимодействия с участниками общероссийского проекта «Гимназический союз России», с помощью которой осуществляется повышение квалификации педагогов гимназии через участие в семинарах, конференциях, круглых столах различной тематики, проводимых партнерами по проекту из других образовательных учреждений России; организация интерактивных урочных и внеурочных занятий для учащихся гимназии.

Для всех предметов предусмотрены соответствующие цифровые инструменты информационной деятельности и цифровые информационные источники (в том числе – ленты времени – для истории, редакторы фото-аудио-видео-информации, музыкальные редакторы, инструменты создания и обработки графики). Все это оснащение эффективно используется в достижении целей предметной ИКТ-компетентности учащихся и в повышении квалификации учителей.

            Соответственно сказанному выше, меняется и роль кабинета информатики. Помимо его естественного назначения как помещения, где идет изучение информатики, он является центром информационной культуры и информационных сервисов гимназии (наряду с медиатекой), центром формирования ИКТ - компетентности участников образовательного процесса.
Кабинеты информатики оснащены оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. Имеющееся в кабинетах оснащение обеспечивает, в частности, освоение средств ИКТ учащимися, применяемых на различных школьных предметах. Кабинеты информатики используются вне курса информатики, и во внеурочное время для многих видов информационной деятельности, осуществляемых участниками образовательного процесса, например, для поиска и обработки информации, подготовки и демонстрации мультимедиа презентаций, подготовки номера школьной газеты «Школьный Арбат», проведения дистанционных олимпиад и конкурсов различных уровней и др.

            В каждом из двух кабинетов информатики имеется одно рабочее место учителя, включающее мобильный и стационарный компьютер, и 15 компьютерных мест учащихся. В кабинетах имеются основные пользовательские устройства, входящие в состав общешкольного оборудования, в том числе – проектор с потолочным креплением. Есть в кабинетах МФУ для распечатывания, сканирования, копирования документов. Первоначальное освоение этих устройств может проходить под руководством учителя информатики в кабинете информатики.

Фонд библиотеки и цифровых образовательных ресурсов кабинета информатики соответствует общим требованиям в применении к кабинету информатики, то есть включает необходимые нормативные, методические и учебные документы (в том числе – учебники, используемым в курсе, образцы аттестационных заданий), справочную литературу, периодические издания.

Значительная часть учебных материалов, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы и пр., представлены не только на полиграфических, а и на цифровых (электронных) носителях. Учителя гимназии, как правило, используют разработанные комплекты презентационных слайдов по предметам.

Медиатека является инфраструктурной единицей МОУ «Гимназия №37», которая обеспечивает участников образовательного процесса библиотечно-информационными ресурсами. Цели деятельности медиатеки: формирование общей культуры личности учащихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, создание условий для свободного выбора методов, форм и средств развития личности путем предоставления информационных ресурсов.

Основными задачами деятельности медиатеки являются:

·    обеспечение участникам образовательных отношений (учащимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) учащихся оступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов Гимназии на различных носителях: бумажных (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитных (фонд аудио- и видеокассет), цифровых (CD-диски), коммуникативных (компьютерные сети) и иных;

·      воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации учащегося, развитии его творческого потенциала;

·      формирование навыков независимого пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

·   совершенствование предоставляемых услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной среды.

Структура медиатеки состоит из следующих зон:

• читальный зал (справочно-библиографический аппарат и фонд учебников);

• компьютерный зал (15 компьютеров с выходом в Интернет, принтер, сканер);

• методический кабинет (компьютер с выходом в Интернет, проектор с экраном).

Для реализации основных задач медиатека:

1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов Гимназии:

• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на различных носителях информации;

• пополняет фонд информационными интернет-ресурсами, базами и банками данных других учреждений и организаций;

• аккумулирует фонд документов, создаваемых в Гимназии (публикаций и работ педагогов гимназии, лучших исследовательских работ и рефератов учащихся и др.);

• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

2. создает информационную продукцию:

• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, электронный каталог, базу данных учебно-исследовательских и творческих работ учащихся, созданных с помощью IT-технологий;

• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (обзор информационных ресурсов, рекомендации к использованию информационных ресурсов в образовании и т.п.);

• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции (буклеты, электронные журналы и т.п.);

3. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание учащихся:

• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию, способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);

• организует обучение навыкам независимого пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

• содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга учащихся;

4. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением и воспитанием учащихся;

• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

• создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы Гимназии, осуществляет накопление и систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, в том числе к электронным версиям педагогических изданий;

• поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, презентаций, баз данных, веб-страниц и т.п.);

• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

5. удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях.